Подростковый возраст: проблемы и противоречия

В жизни каждого человека есть периоды особо чувствительные к проблемным ситуациям. Это время, когда становится особенно важным, как человек видит ситуацию, что пытается предпринять для того, чтобы изменить ее, насколько эффективно ему это удается, и какой ценой он этого достигает.

Недаром в науке и в повседневной жизни такие периоды называются кризисами развития. Главные изменения, происходящие во время кризиса – внутренние. На первый план выдвигаются те психологические процессы, в ходе которых распадается и исчезает то, что было на предыдущей стадии. Человек отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но наряду с потерями создается что-то новое.

          Подростковый возраст – один из таких периодов. Он является важным этапом в жизни человека и во многом определяет последующую его судьбу. С наступлением данного возраста подростки впервые начинают задумываться о смысле жизни, о своем месте в ней, делают выбор между достижением реальной взрослости и взрослости инфантильной со множеством проблем. Это дается современным подросткам очень нелегко, так как их взросление усложняется нестабильными условиями в экономической и культурно-ценностной сферах развития общества.

Физиологически подростковый возраст стоит в одном ряду с эмбриональным периодом и периодом младенчества как время очень быстрых биологических изменений. Подростки с тревогой следят за своим развитием, его своевременностью и правильностью, основывая свои суждения как на реальных знаниях, так и на ложной информации. Их самоуважение нередко снижается. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно болезненно.

Социальная ситуация как условие развития в подростковом возрасте принципиально отличается от социальной ситуации в детстве. Подросток продолжает жить в семье, учится в школе, общаться в большей части с теми же сверстниками. Однако сама ситуация в его сознании преобразовывается в совершенно новые ценностные ориентации. У подростка возникает интерес к своему внутреннему миру, происходит постепенное усложнение и углубление самопознания, формирование системы представлений о себе.

Одной из форм проявления самосознания ребенка в этом возрасте является чувство взрослости. Оно выражает главным образом уровень притязаний, предвосхищающий положение, которое подросток фактически еще не достиг. Конечно, ребенку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Нуждаясь в родительской любви и заботе, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным. Новая позиция проявляется в разных сферах, но чаще всего во внешнем облике, в поведении. Ребенок болезненно реагирует на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, старается ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Избавление от родительской опеки является целью этого возраста.

Обособление от родителей осуществляется через замещение их роли в процессе социализации группой сверстников. Отныне именно сверстники являются носителем системы ценностей, норм поведения и источником определенного статуса. В этот период общение между детьми настолько интенсивно, что говорят о подростковой “реакции группирования”. Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для ребенка важно иметь свою группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Подросток с одной стороны стремится быть социально ориентированным и быть “как все”, но в то же время он стремится утвердить свою уникальность и настаивает на том, чтобы его “не путали с другими “. Из-за сложного выбора ребенок нередко становится сторонником асоциального поведения, которое утверждает его в собственных глазах и заглушает чувство личного кризиса.

Подростковый период богат многими переживаниями, трудностями и кризисами. Это обогащает подростка чувствами и знаниями таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Главное, что требуется в это время от взрослых – уважение подростка, взаимопонимание, общение на равных, любовь и поддержка.

Специалист по социальной работе отделения

ГБУ Республиканский ресурсный центр «Семья» в Орджоникидзевском районе г.Уфы

Нугаева Елена Алексеевна


По возникающим вопросам в сфере детско-родительских, супружеских отношений 
вы всегда можете обратиться по бесплатному телефону службы поддержки родителей 

 8-800-347-5000

Звонок бесплатный с любого номера на всей территории Республики Башкортостан

Телефон службы  поддержки родителей работает в будние дни (с понедельника по пятницу)

с 11.00 до 20.00

Смотрите также

Библиотека
60 книг об отцах в детской литературе
Горячая линия
Зачем ребенок постоянно говорит "нет"?
Горячая линия
«Детоцентризм сейчас неуместен»
Родительская грамотность
Как назначается маткапитал на первого ребенка
Родительская грамотность
Как лучше понять психологию вашего ребенка
Детский мастер-класс
Мастер-класс. Бумажная роза