Ребенок идет в школу! Кому готовиться? Родителям или ребенку?


Для каждой семьи поступление ребенка в школу - волнительное событие. Многие семьи переживают за многочисленные траты, связанные с покупкой школьной формы, портфеля и многого другого. Волнуются родители и за подготовку ребенка к школе, учат его читать, считать, писать. Беспокоятся мамы и папы и за психологическую готовность ребенка к такому важному для него жизненному этапу. Но есть и перемены, которые не всеми и не сразу осознаются - это изменение не только образа жизни ребенка, но и образа жизни всей семьи. То есть меняться и развиваться предстоит не только ребенку, но и самим родителям. Помочь в этом процессе изменений родителям и их детям-дошкольникам призвана программа «Активная поддержка родителей», которая начала работать в ГБУ Республиканский центр социальной помощи семье и детям в рамках реализации проекта «Добрый дом», выигравшего грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках проекта психологи учреждения прошли обучение у специалистов Ресурсного центра поддержки семьи и детства «Отрадное» (г. Москва).

Активная поддержка родителей - что это такое?

Программа «Активная поддержка родителей» предназначена для родителей, стремящихся к гармоничным семейным отношениям. Помощь-поддержка родителям предлагается в форме:

диагностики личности ребенка и взаимоотношений в семье;
информации об особенностях развития ребенка в определенном возрасте;

тренингов для формирования необходимых в изменившихся условиях моделей поведения и взаимодействия;
индивидуальных консультаций по запросу родителей.
Занятия с родителями и детьми проводятся бесплатно 2 раза в неделю в вечернее время в течение 6 недель.

Что обсуждают и над чем работают на занятиях? Это:

- общие вопросы развития ребенка и взаимодействия с ним (как общаться с ребенком и получать радость от взаимопонимания, как эффективно разрешать конфликты, как помочь раскрыть способности ребенка, как учить уверенности в себе, толерантности, самостоятельности и ответственности ребенка в школе и дома, реакция родителей на успехи и неудачи ребенка, на хорошие и плохие оценки, установление для ребенка границ, наказание и поощрение ребенка, организация личного пространства ребенка, проблема воздействия компьютера, телевизора, мобильного телефона на развитие ребенка, роль сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка дошкольного возраста);

- осознание родителями своих представлений о познавательном развитии ребенка, о месте школьного обучения в жизни ребенка и семьи;

- информирование о том, из чего складывается готовность к школе, какие формы и методы подготовки соответствуют возрастным потребностям и особенностям ребенка;

- права детей, поступающих в школу (допустимость конкурсного отбора, отсутствие прописки ребенка в том районе, в котором он поступает в школу, льготы на питание и т. д.);

совместное планирование стратегии обучения ребенка (обучение родителей навыкам сотрудничества с работниками школы (о чем и как спрашивать при приеме, чтобы получить развернутые ответы; какие вопросы следует заранее обсудить лично или на родительском собрании и т. д.).

Преимущества программы «Активная поддержка родителей» или зачем это нужно?

Сегодня распространена такая ситуация, когда родители не имеют большого опыта общения и взаимодействия с детьми, кроме своих собственных детей. Поэтому они строят свое поведение исходя из теоретических знаний, полученных из книг, при обучении, с многочисленных сайтов всемирной сети. Практический опыт складывается из собственного детского опыта и опыта общения со своими родственниками и семейными друзьями, который, как правило, не охватывает всей широты и глубины проблем, с которыми родители сталкиваются в реальных ситуациях при воспитании собственных детей. Квалифицированные специалисты, работающие с семьями и детьми по методу «Активная поддержка родителей», помогут выявить слабые и сильные стороны ребенка и семейных взаимоотношений, подскажут и покажут как можно скорректировать возможные проблемные зоны. Благодаря групповым занятиям родители получат возможность высказать и обсудить волнующие их проблемы в воспитании детей как с другими родителями, так и со специалистами. Одновременно можно получить и индивидуальную консультацию специалиста.

Проведя такую работу над собой, каждый родитель ощущает уверенность в себе как родителе, своих знаниях, умениях и навыках воспитания детей и способности создавать в своей семье благоприятную среду для развития ребенка. Кроме того, в такой групповой совместной деятельности родители устанавливают контакты и связи с другими семьями. В дальнейшем, поддерживая и развивая их, семьи формируют для себя ресурс в виде взаимопомощи для преодоления других возможных семейных проблем.

Как прошли первые занятия или реакция родителей и детей?

Первые же встречи с родителями детей показали их заинтересованность в информации и занятиях. Пока дети увлеченно играли под руководством психолога, взрослые внимательно слушали специалистов, активно задавали вопросы и анализировали ответы. Совместные игровые упражнения помогли собравшимся познакомиться друг с другом и увидеть в новом свете своих детей и родителей, научиться прислушиваться к желаниям друг друга. Дети спрашивали, когда придут сюда снова. В целом, родители дали положительные отзывы по результатам прошедших занятий и озвучили свои пожелания относительно дальнейших занятий. Ожидания родителей были связаны с желанием видеть своих детей менее тревожными, умеющими концентрировать свое внимание и более раскрепощенными. Информация, которую узнавали на этих занятиях родители, была для них новой и интересной. Так, одна из мам высказала удивление по поводу того, что потребность в общении с другими детьми формируется к 5 годам. Уже со второго занятия ребенок, который в первый раз капризничал, боялся заходить и сидел только у мамы на коленях, начал активно выполнять все задания психолога и спокойно отходил от матери.

По результатам опроса 90% участников программы «Активная поддержка родителей» порекомендуют данную услугу своим знакомым и друзьям, а 74 % родителей планируют в дальнейшем свое участие в аналогичных программах по гармонизации детско-родительских отношений.

Также специалисты, которые проводили работу по технологии «Активная поддержка родителей», отмечают следующие результаты:

• родителям удалось значительно пополнить запас знаний о психологических особенностях детей;

• как дети, так и родители научились определять и выражать свои чувства и эмоции, а негативные чувства выражать конструктивно, избегая лишних конфликтов;

• семьи овладели навыками эмоциональной саморегуляции, что значительно улучшило микроклимат в каждой семье;

• семьям удалось совместно выработать ту модель поведения в семье, которая была бы приемлема для каждого.

Работа с родителями и детьми по программе «Активная поддержка родителей» организуется не только с семьями дошкольников. Группы формируются для семей с детьми от 3 до 15 лет, в каждой группе обсуждаются и решаются проблемы, специфические для определенного возраста детей. Родители, желающие пройти занятия по программе «Активная поддержка родителей», могут обращаться в отделения ГБУ Республиканский ресурсный центр.

Е.В. Щербинина, главный специалист
отдела сопровождения семьи
ГБУ Республиканский ресурсный центр «Семья»


По возникающим вопросам в сфере детско-родительских, супружеских отношений 
вы всегда можете обратиться по бесплатному телефону службы поддержки родителей 

 8-800-347-5000

Звонок бесплатный с любого номера на всей территории Республики Башкортостан

Телефон службы  поддержки родителей работает в будние дни (с понедельника по пятницу)

с 11.00 до 20.00

Смотрите также

Горячая линия
Безопасное путешествие
Горячая линия
Как правильно будить ребенка в детский сад и школу
Горячая линия
Детская ревность. Как равномерно распределить внимание между детьми
Горячая линия
Скажи «мама»: 5 способов разговорить ребенка-молчуна
Родительская грамотность
Как лучше понять психологию вашего ребенка
Родительская грамотность
Принятие чувств ребенка