Дети и тайм-менеджмент

Навык чувствовать и эффективно планировать время формируется до 16 лет, а значит передавать ребенку ответственность за распорядок дня стоит начать задолго до этого возраста. Обучение самостоятельности — процесс долгий и последовательный. В каком возрасте наши дети начнут сами вставать по утрам и делать уроки без напоминаний, зависит от того, насколько мы готовы им это доверить. Поэтому, прежде чем договариваться о новых правилах с детьми, договоритесь о них с самими собой. Будьте готовы к ошибкам, опозданиям и другим промахам школьника — научиться чему-то, ни разу не ошибившись, невозможно! Ваша главная задача — не сорваться и не вернуться к тотальному контролю.

На самом деле, дети с удовольствием принимают ответственность, ведь для них это означает САМОЕ ГЛАВНОЕ – признание во взрослости.

Важно также помнить, что годам к 14-ти подростки начинают воспринимать заботу как контроль и всеми силами стремятся избавиться от нее. Но если школьник ничего не умеет сам, то куда он придет?

С чего начать?

В первую очередь нужно ОПРЕДЕЛИТЬ БЛИЖАЙШУЮ ЗОНУ РАЗВИТИЯ. Что уже может ваш школьник? Если он что-то делает сам, но не так хорошо, как под вашим контролем, то с этого и стоит начинать.

Выберите спокойное время и скажите, что он уже большой, вы ему доверяете — отныне он не нуждается в вашем контроле при выполнении данного дела.

Важно, чтобы передача ответственности не выглядела как наказание или ультиматум! Не завышайте планку и не критикуйте, когда ребенок совершит ошибку. Посочувствуйте промаху, но не бросайтесь на помощь. Если дело передано, то забирать его обратно нельзя. 

Почувствовать время

Невозможно организовать то, чем ты не владеешь, поэтому научиться чувствовать время крайне важно. До 6–7 лет дети не чувствуют течения времени, такая способность появляется только к 8–9 годам. Если ребенок не успевает с уроками и прочими делами, долго собирается и быстро устает — это может быть сигналом, что у него не развито чувство времени. Если чувство времени не развито, то ждать развития самоконтроля бесполезно!

Придумывайте дополнительные «напоминалки» - это могут быть развешенные стикеры на видных местах, рисунки дел и пр. Это означает, что чем раньше вы начнете приучать своего школьника чувствовать ход времени, тем быстрее и легче произойдет усвоение.

Тренируем чувство времени

Важное правило: мы лучше чувствуем течение времени, когда ожидаем что-то хорошее. Это нужно использовать и во время тренировок, и при передаче ответственности — первым делом делегируем то, что ребенок делает с удовольствием. Например, сборы на любимый кружок.

Упражнения для развития чувства коротких временных интервалов:

    Задавайте вопросы: «Сколько времени осталось до матча/начала фильма?», «А теперь?» и т. п.

    Засеките время на часах и в разные моменты времени спрашивайте, сколько минут прошло. Для начала не превышайте 11 минут. Считать секунды нельзя!

    «Сколько времени у тебя осталось до…?» Без этого навыка научиться пунктуальности невозможно.

Развитие чувства длинных временных интервалов:

    Хорошо, если ребенок с первого класса носит часы (речь не о телефоне). Волей-неволей он будет периодически поглядывать на них и фиксировать течение времени.

    Во время дороги отмечайте, сколько вы добирались, сколько провели в пробках, сколько раз останавливались на светофорах. В дальнейшем предлагайте подростку просчитать, во сколько вам нужно выходить из дома. 

Совместное составление расписания 

Научите подростка составлять списки дел — обязательно в письменном виде! Сначала делайте это вместе. Проставьте, сколько времени уйдет на каждое дело, всегда оставляйте время про запас. Объясните, что бывают форс-мажорные ситуации: все просчитал, но дороги замело, вы опоздали или от волнения забыли дома важный реферат. Понимание, что такое случается, поможет сохранить самообладание в сложной ситуации.
Анализируйте, как прошел день: все ли вы учли? На что не хватило времени? Почему?

Утренний тайм-менеджмент

Вставать самостоятельно по будильнику, который сам установил накануне, — крайне важный навык. Дело в том, что подъем задает настрой для всех последующих дел: сам встал, значит, сам вошел в новый день. Если мы несколько раз подходим к ребенку, чтобы разбудить, это его расхолаживает.

Осваивать этот навык можно начинать даже в начальной школе.

Не страховать и давать право на ошибку

Настройтесь, что адаптация будет не только у ребенка, но и у вас. Очень сложно держать себя в руках и не бросаться на помощь, когда что-то идет не так. Но подгоняя, напоминая, проверяя и контролируя, мы не помогаем школьнику!

Таким образом, мы лишь демонстрируем свое недоверие и возвращаем его к режиму «автопилота». Дайте ему опоздать, забыть тетрадь, проспать, получить двойку. Без осознания причинно-следственных связей стать самостоятельным невозможно! Во взрослой жизни нет наказаний, там есть только естественные последствия. Дайте своему подростку понять эту простую закономерность.

Важно обсуждать не только результаты, последствия, но и ваши чувства.

Сколько по времени нужно времени для отработки навыков и адаптацию?

Период адаптации к новым уровням ответственности — 6–7 недель. Привычка самостоятельно делать уроки формируется дольше — до 4 месяцев.

В периоды перегрузок возможны срывы и потеря освоенных навыков. Если действует какой-либо сильный стрессор — все инструменты будут осваиваться очень трудно. 

Но, несмотря на все сложности, в какой-то момент ваш школьник почувствует удовольствие от своей самостоятельности! А вы почувствуете гордость за такого взрослого и ответственного человека!

Литература: Е.Бурмистрова «13-19. Как пережить пубертат». 

Астафьева Оксана Викторовна,
психолог ГКУ Республиканский ресурсный центр "Семья"

Смотрите также

Горячая линия
Эмоциональная помощь в стрессовой ситуации. «Плачь, я рядом»
Горячая линия
Об интернет зависимости
Родительская грамотность
Станьте участниками Всероссийского проекта «Многодетная Россия!»
Родительская грамотность
Комплексы из-за внешности — как помочь ребенку принять себя
Родительская грамотность
«На одной волне» с подростком
Родительская грамотность
Вместить в 24 часа сон, детей, быт и работу. Жизнь многодетной мамы.