Семейное чтение: история и традиции

Семейное чтение: история и традиция

Семейное чтение практиковалось еще во времена античности, в Средние века, в эпоху Просвещения.

В быт русской семьи традиции семейного чтения вошли со времен Владимира Мономаха (1053-1125) с его сочинениями, уникальными памятниками древнерусской литературы. В XIX веке традиции закрепились.

Семейное чтение в России играло особую роль в становлении личности, в формировании эстетических убеждений, способствовало появлению талантливой плеяды писателей, музыкантов, художников, ученых. В воспоминаниях писателей, поэтов, ученых можно найти немало проникновенных строк о семейных чтениях, обсуждениях прочитанного как счастливых моментах духовного общения с родителями.

Ф.М. Достоевский, вспоминая свое детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного». О семейной привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, писали С.Т. Аксаков, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и многие другие.

К началу XX века «домашние чтения» в России были столь распространены, что энтузиасты объединились в «Комиссию по организации домашних чтений». Комиссия распространяла списки литературы, издавала журналы и книги для чтения в семье. Даже в условиях малой грамотности, низкой культуры родителей, детям читались книги.

Несмотря на то, что после революции 1917 года многие культурные традиции, в том числе и семейного чтения, были утрачены, посредником общения в семейном кругу стала библиотека.
В России в те годы существовала одна из самых отлаженных в мире система библиотечного обслуживания населения, начиная с дошкольников и заканчивая людьми преклонного возраста. Открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи», «родительские университеты», читали лекции, рекомендовали книги.
«Актуальные» произведения обсуждали не в семейном кругу, а во время библиотечных мероприятий, в беседах с библиотекарем. Регулярно проходили читательские конференции, обзоры литературы, обсуждение книг, диспуты, литературные вечера и др.
Во второй половине 20 века в России быть человеком читающим «homo legens» становится престижным.
С начала 1990-х годов отношение к библиотеке и чтению изменилось. С развитием информационных технологий к концу 20 века книги уступили место телевизионным программам, а к началу 21 века – компьютерным играм, телефонам и гаджетам.
Сегодня, когда занятость работающих родителей, бабушек и дедушек – неоспоримый факт, когда в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, воссоздать традицию семейного чтения бывает сложно.
Новый уровень семейного чтения как культурной нормы развития внутрисемейных отношений помогают создать библиотеки, работа которых направлена на все категории читателей, на библиотечное обслуживание всех членов семьи, на бесплатное и при этом содержательное и интересное проведение свободного времени.

Библиотечная практика предлагает комплексный подход к семейному чтению. 

Что же может предложить библиотекарь: 

- подобрать и выдать информацию, находящуюся в книгах, журналах, газетах, справочниках, словарях; 

- организовать вечера, выставки, встречи, конкурсы, игровые программы; 

- индивидуально информировать ту или иную семью;

 - делать обзор периодических изданий; 

- проводить информационные дни;

- рекомендовать список подходящей литературы; 

- вести уроки информационной культуры; 

- организовывать досуг во время школьных каникул; 

- предоставлять самостоятельную работу пользователей за компьютером; 

- набирать и распечатывать тексты. 

Библиотеки, как в России, так и за рубежом, давно стали культурно-просветительскими центрами для детей и их родителей. 

Для продвижения семейного чтения сотрудники библиотек придумывают много интересного, необычного, чтобы заинтересовать книгой, полюбить чтение и чаще приходить в библиотеку. 

В одной американской библиотеке над стойкой выдачи книг висит такой плакат: «Прочти книжку, вот родители обалдеют!». 

В Германии проводят тематические костюмированные «Ночи чтения» для подростков. 

Во Франции существует практика «уличных библиотек». Один раз в неделю в каком-то определенном месте, часто неподалеку от детской площадки, разворачивается «библиотека без стен». Французы считают, что такая маленькая «библиотека без стен» станет своеобразным мостиком в большую библиотеку. 

В Японии каждый посетитель библиотеки бесплатно получает книжку «Ты уже прочитал?». Это «рекомендательное пособие» для детей, с рисунками, играми и конкурсами. В книге несколько разделов: тем, кто в первый раз читает книжки, тем, кто уже читал несколько книг, тем, кому интересно читать и т.д. Таких изданий несколько, каждое рассчитано на свой возраст. Перечень рекомендуемых книг небольшой, но к каждой дана аннотация и картинка. 

Источник: сайт clib.yar.ru

Смотрите также

Горячая линия
Ребенок и интернет. Как отвлечь от гаджета
Горячая линия
Развитие мелкой моторики ребёнка в быту
Горячая линия
Как не допускать скандал с подростком
Горячая линия
Зачем ребенок постоянно говорит "нет"?
Родительская грамотность
Родители самостоятельных детей
Родительская грамотность
Федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей